3 класс

МБОУ СОШ д. ВАХОНИНО

КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

3 класс

 

Содержание страницы

1. Крещение Господне и искушение в пустыне.

2. Чудеса сотворенные Господом. Исцеления, воскрешения, укрощение бури, хождение по водам, преумножения хлебов.

Крещение Господне и искушение в пустыне.

 

УРОК 3, 4

 

Рыманова Г.П.,

учитель МХК и ОПК

 

ТЕМА: «Крещение Господне и искушение в пустыне».

 

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с началом земного служения Христа людям и вместе с ними усвоить, что путь любого христианина начинается с крещения и борьбы со страстями, искушениями, грехом.

 

ЗАДАЧИ:

·          Рассказать об Иоанне Предтече и Крестителе Господнем

·          Описать крещение Господне и Богоявление

·          Разобрать, почему Христос после крещения ушел в пустыню

·          Подумать, почему именно такие искушения были у Христа в пустыне от сатаны

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

·          Иконы Крещения Господня

·          Фотографии Иудейской пустыни и горы Искушений

·          Иерусалимский храм – реконструкция

·          Картина Иванова «Явление Христа народу»

 

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: Крещение, Иоанн Предтеча, акриды, Богоявление, искушение.

 

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

Сделать на доске выставку рождественских открыток и предложить выбрать лучшие, объяснив, почему именно эти вы считаете лучшими. Сравните рисунки детей с особенностями иконописи. Найдите общее – в иконописи много от детской простоты.

 

3. Повторение пройденного на прошлом уроке. Устный опрос:

·          Почему простые пастухи и волхвы были удостоены чести первыми из людей приветствовать родившегося Спасителя мира?

·          Расскажите, как разыскали мудрецы с Востока место рождения Христа?

·          Какие подарки принесли волхвы Младенцу? Что означают такие подарки?

·          Когда празднуется Рождество Христово?

 

4. Объяснение нового материала.

 

1) Чтение Евангелия от Марка, гл. 1, ст. 1-13 и рассказ учителя.

Древние пророки еврейского народа писали в Ветхом Завете, что перед рождением Спасителя появится в их стране великий проповедник, который будет приготовлять людей к встрече с Христом. Предтечей, то есть предшественником Христа стал сын священника Захарии и праведной Елизаветы, родственницы Пресвятой Богородицы, по имени Иоанн. Он долго жил в пустыне, был отшельником. К нему на реку Иордан приходили люди, и он призывал их к покаянию в грехах и крестил в Иордане. Однажды Иоанн увидел приближавшегося к нему Христа. Именно этот момент запечатлён на картине Александра Иванова «Явление Христа народу».

 

2) Практическая работа.

Рассмотрите картину, попросите детей попробовать описать, что они видят на этой картине. Отметьте, что Христа живописец написал вдалеке и нечётко, как бы недоработал над этим образом. Обсудите, почему?

 

3) Рассказ учителя.

Христос захотел креститься от Иоанна. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Матфей, гл.3, ст.14). Но Христос настоял, хотя сам был безгрешен и не нуждался в покаянии. Почему, подумайте. Потому что должен был показать всем тот путь, по которому нужно идти человеку: начинать с осознания своих грехов, покаяния и крещения. Без этого человеку невозможно приблизиться к Богу.

 

4) Работа с иконой.

Рассмотрите икону Богоявления (Крещения Господня), сопровождая рассказом: Когда Спаситель вышел послед крещения из воды, «тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Марк, гл. 1, ст. 10). Все Три Лица Пресвятой Троицы явились в этот миг: Бог Отец гласом, Бог Сын – Иисус Христос, Бог Святой Дух в виде голубя. Покажите детям на иконе, каковы особенности изображения этого события, как условно пишутся на иконах земля и воды, отметьте, что на древних иконах (до 18 века) Бога Отца не изображали в виде Старца, это было не принято.

 

5) Беседа с детьми.

Каждому человеку приходится часто выбирать, как поступить, что сказать, сделать в какой-либо ситуации. Чаще всего почему-то мы делаем плохое именно после того, как только что сделали что-то хорошее. Как вы думаете, почему это происходит? Чему это нас учит?

 

6) Рассказ об искушениях Христа в пустыне. (Матфей, гл. 3, ст.1-11).

Прочтите евангельский рассказ. Итак, Господа искушал сатана, предлагая ему сделать из камней хлеб, сотворить чудо «просто так», напоказ, как фокус и последнее – стать царём всего мира за один поклон сатане. Христос отвечал на каждое искушение словами Святого Писания Ветхого Завета: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», «Не искушай Господа Бога своего» (то есть не проси помощи и чуда бесцельно, для забавы), «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф., 4, ст. 4, 7, 10).

Обсудите, почему именно эти искушения выбрал сатана. Для человека чаще всего важны еда, зрелища и власть над миром. Всё это Спаситель отверг потому, что предложение исходило от злого духа – показав нам пример, что нельзя верить ни одному слову лукавого, нельзя поддаваться на его предложения, нельзя «продавать душу дьяволу», если не хочешь стать его рабом.

 

5. Закрепление знаний.

 

Предложите рассмотреть разные иконы Крещения Господня и найти различия в манерах иконописи. Попросите объяснить, что такое «искушение». Приходилось ли детям сталкиваться с ним? Как они выходили из ситуации? (Ответ - по желанию).

 

6. Домашнее задание.

 

Составьте устный рассказ о событиях Крещения Господня или искушениях в пустыне. Можно выполнить это задание группой в 2-3 человека.

 

Чудеса, сотворенные Господом. Исцеления, воскрешения, укрощение бури,

хождение по водам, преумножения хлебов.

 

УРОК 9, 10

 

Рыманова Г.П.,

учитель МХК и ОПК

 

 

ТЕМА: «Чудеса, сотворённые Господом. Исцеления, воскрешения, укрощение бури, хождение по водам, преумножения хлебов».

 

ЦЕЛЬ: Показать чудодейственную силу и безмерную любовь и милосердие Христа к людям.

 

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить с евангельскими рассказами о чудесах, сотворённых Христом во время Его земной жизни
  • Раскрыть смысл этих повествований, для чего и для кого Господь творил чудеса
  • Побеседовать о том, какие чудеса есть в реальной жизни современного человека и в каких случаях можно уповать на чудо, а в каких надеяться на чудеса вредно и недостойно

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • Изображения евангельских сцен чудотворений Христа
  • Рисунки детей
  • Слайд-шоу картин на евангельские темы

 

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент.

 

2. Проверка домашнего задания, обсуждение устных и письменных рассказов.

 

3. Подготовка к восприятию нового материала.

 

Беседа с детьми. Давайте попробуем выяснить, что мы понимаем под словом «чудо». То, чего не может быть? То, что совершается против законов природы, не по воле человека, доброе и помогающее в безвыходной ситуации хорошим людям. Мы понимаем, что творит чудо Бог – по великой милости и по молитвам – нашим или о нас святых или простых других людей. Вообще чудо – это неуправляемое человеком явление, то, что выше нашего воображения и понимания.

 

4. Изучение нового материала.

 

Чтение и обсуждение евангельских рассказов:

·        об исцелении расслабленного в Капернауме (Мф., 9, 1-8; Мк., 2, 1-12; Лк., 5, 17-26),

·        о воскрешении сына Наинской вдовы (Лк., 7, 11-17),

·        об укрощении бури (Мф., 8, 23-27; Мк., 4, 35-41; Лк., 8, 22-25),

·        о воскрешении дочери Иаира (Мф., 9, 18-26; Мк., 5, 21-43; Лк., 8, 41-56),

·        о чудесном насыщении народа пятью хлебами (Мф., 14, 14-21; Мк, 6, 32-44; Лк., 9, 10-17; Ин., 6, 1-15),

·        о чуде хождения Христа по водам Тивериадского моря (Генисаретского озера) (Мф., 14, 22-36; Мк., 6, 45-56; Ин., 6, 16-21).

 

В зависимости от желания и уровня развития детей можно дать им задание прочитать по группам данные отрывки в детском изложении («Детская Библия», изд. Российское Библейское общество, М., 1994). Если отрывки будет читать учитель – то разбор по три на одном уроке.

 

5. Анализ и закрепление изученного.

 

Предложите детям подумать, что общего в событиях, с которыми они ознакомились. Важнее всего – вера человека, готовность довериться Богу, отложив сомнения (Пётр пошёл по водам, но усомнился и стал тонуть). А если ты тонешь – воззови, и Господь услышит и подаст руку. Иаиру Господь говорит: «Не бойся, только веруй, и будет спасена». Сыну Божию подвластны стихии, Он милосерден – воскрешает сына вдовы, ведь женщина, видимо, очень благочестивая и добрая, лишилась единственного кормильца. По вере друзей, принёсших к Нему расслабленного – парализованного человека – Господь прощает ему все грехи и исцеляет его. Чудо насыщения пятью и семью хлебами тысяч людей показывает нам, что для Господа нет ничего невозможного, а людям надлежит заботиться, прежде всего, о своём духовном развитии, уметь слушать Господа в своём сердце, а насущные заботы в этом случае будут решаться у него с его трудом – и с Божьей помощью.

 

6. Обобщение материала.

 

Учитель просит поразмышлять над его вопросами: Что такое чудо? Какие чудеса творил Господь, для чего, в каких случаях? Встречаются ли сегодня, в нашей жизни, чудеса? Как к ним относиться? Всегда ли мы готовы и достойны чуда? Что означает известная пословица «На Бога надейся, и сам не плошай»? Как вы понимаете фразу «Делай, что должно, и будь, что будет»?

 

7. Творческая работа.

 

Предложите ребятам индивидуально или в группах изобразить в рисунках евангельские события, о которых вы говорили на уроках. Обратите внимание детей на детали, одежду, предметы, описываемые в тексте. Возможно продемонстрировать иллюстрации на изучаемые темы.

 

8. Домашнее задание.

 

Предложите прочитать в Новом Завете о других чудесах, сотворённых Христом и рассказать о них классу.

 

Дата последнего обновления страницы 11.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения