Методическая работа

 

МБОУ СОШ д. ВАХОНИНО

КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая работа

 

ЛИЧНОСТО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Так называется методическая тема, над которой работает наша школа.

Предлагаем Вам статью учителя начальных классов Аносовой Валентины Ивановны.

ЛИЧНОСТО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

   Н. Заболоцкий

 

   Мы лишь в той мере можем воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет.

   И. Песталоцци 

 

   Что такое личностно-ориентированное обучение? В чем инновационный подход к проектированию этой системы?

   Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентируемым. Проблема в другом: как понимать личность, где искать источники ее развития.

   Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, группы, коллектива), а не саморазвития отдельной личности. Индивидуальные способности "просматривались" через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системы (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость.

  В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самооценки каждого человека, его развития не как "коллективного субъекта", но прежде как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Современная система образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры.

   Личностно-ориентированное обучение предполагает:

  • признание ребенка субъектом развития;
  • признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
  • смену позиции педагога на сопровождающую по отношении к деятельности ученика;
  • приоритет продуктивного компонента содержания образования над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности. но не готовой информации и знаний.

   Несомненно, что при личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных со сферой деятельности, а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

   Все элементы содержания образования имеют не только социальную, но и личностную составляющую. Знание - это личностно трансформированная информация, которую усваивает ученик в процессе обучения. Оно зависит от субъективного опыта ученика, от его интересов, способностей, уровня обученности, обучаемости и даже предполагаемой профессии.

   Второй элемент содержания - опыт деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые которые необходимо приобрести в процессе обучения. Однако сам путь формирования тех или иных умений в значительной степени зависит от индивидуальности школьника, его мышления, памяти и т.д. То есть сам процесс приобретенеия опыта требует индивидуализированного обучения, в то время как результат этого процесса является социально заданным.

   Следующий элемент содержания образования - опыт творческой деятельности - изначально ориентирован на каждого отдельного ученика, так как в процессе учебной творческой деятельности школьники приобретают субъективно новые знания и способы деятельности.

   Четвертый элемент - опыт эмоционально-ценностного отношения к миру - связан с личностью конкретного человека. У каждого ученика формируется своя "версия" качеств, которая зависит только от его социально-психологических особенностей.

   Системное представление о содержании образования определяет несколько уровней его формирования.

   1. Уровень общего теоретического представления.

   Пример. Школа работает над реализацией концепции разноуровнего обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Для достижения этой цели предполагается "создание условий, обеспечивающих обучение в индивидуальном темпе в начальной школе, использование приемов адаптивного обучения, организация взаимодействия учителя и ученика".

   В другой школе в рамках адаптивной модели осуществляется "построение образовательного процесса с учетом возможностей, интересов, потребностей его участников".

   2. Уровень учебного предмета - индивидуализация обучения реализуется несколькими способами. Они различаются по целям и степени ориентации на личность учащегося.

  3. На уровне учебного материала учитываются потенциальные возможности материала учебного предмета для индивидуализации обучения, включается особое содержание, связанное с самопознанием и самореализацией учащихся. Индивидуализация позволяет помочь учащимся в познании и развитии своих природных задатков, присущих им как биологическим существам. На уровне учебного материала существует возможность видоизменять содержание, позволяющая "приблизить" его к ученику с учетом особенностей познавательной сферы, личностных, психологических и других характеристик.

   Особое значение при личностно-ориентированном обучении приобретаетвзаимопонимание учителя и ученика. По словам М.Н. Скаткина, в обучении участвуют два субъекта - учитель и ученик. Каждый из них обладает своим личностным опытом и поэтому мы не можем рассматривать ученика как пассивно воспринимающий объект. Совместное открытие знаний происходит в ситуации, где присутствует и эмоциональное сопереживание и встреча личностных смыслов педагога и ученика. Целесообразно представлять не только результат процесса познания, но и сам процесс их открытия. Естественно, нельзя требовать от учителя, чтобы он ориентировался на каждого конкретного ученика - это просто невозможно. Однако рассматривать учащегося как коллективный субъект, формировать у него необходимый для адекватного восприятия педагогических воздействий опыт, необходимо.

   Собственно, именно с этим и связаны многие принципы и методы обучения. Например, золотое правило для учащихся, которое предложил еще Я.А. Каменский: все, что можно, представлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия глазом; слышимое - слухом; подлежащее вкусу - вкусом и т.д. На это нацелены действия учителя при реализации принципа наглядности.

   Педагог, демонстрируя обучаемым модели, картины, опыты, сочетая слово и наглядность, организуя наблюдения учащихся, развивает систему их личностных смыслов. В противном случае мы получаем хорошо известные результаты обучения, при которых "партия большевиков работала в глубоком подвале", а "кузовок", в котором несла пирожки Машенька, - это не что иное, как маленький кузов от грузовичка. Да и усвоение знаний при сочетании слова и наглядности значительно выше, чем при использовании слова и образа отдельно. При восприятии информации на слух, без использования образов, коэффициент усвоения равен приблизительно 15%, при восприятии информации только с помощью образов он поповышается до 25%, а вот при сочетании слова и наглядности он составляет 65% и больше.

   В личностно-ориентированном обучении содержание образования рассматривается состоящим из двух элементов: дидактически переработанного опыта, существующего независимо от реального процесса обучения, и личностного опыта приобретаемого на основе субъект-субъектного общения, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития.

   Все большее развитие в настоящее время получают исследования методического характера, связанные с организацией диалога не только с учителем, но и с художественным текстом. В соответствии с концепцией М.М. Бахтина, культурному читателю предстоит: 1) понять текст так, как понимал его сам автор; 2) включить произведение в свой жизненный контекст, выработать свою точку зрения на то, что изображает автор, согласиться с ним или вступить в спор, увидеть мир произведения своими глазами. Проявление темперамента в поведении человека показывает, что на одну и ту же ситуацию человек реагирует по-разному. Показатели силы-слабости нервной системы так или иначе влияет на протекание и успешность обучения. Поэтому психологических оснований индивидуализации обучения очень много. Учесть их все практически нереально. Ученые предлагают использовать педагогические основания, т.е. определить, как те или иные психологические и психофизиологические качества индивида отражаются на деятельности ученика на уроке. И исходя из этого строить свою работу. Одним из таких оснований является индивидуальный способ изучения школьников (ИСУ). Он позволяет решать задачу повышения эффективности процесса обучения именно за счет индивидуальных возможностей учащихся. Учет ИСУ - одно из приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее повысить качество учебного процесса в школе. Однако он требует значительных изменений в процессе обучения. Так, исследования показали, что полноценно усваивать информацию, полученную в ходе лекции, могут чуть больше половины учащихся, треть обучающихся предпочитает творческие задания и т.д. Следовательно, возникает потребность в вариативной, индивидуализированной организации содержания образования и всего обучения в целом. Таким образом, мы возвращаемся на самый первый уровень проектирования содержания образования и всего обучения в целом, целенаправленно превращая учебный процесс в личностно-ориентированный.

Дата последнего обновления страницы 30.12.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения