4 класс

МБОУ СОШ д. ВАХОНИНО

КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

4 класс

 

Содержание страницы

1. Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Создание славянской азбуки.

Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл.

Создание славянской азбуки.

 

УРОК 20, 21

 

Рыманова Г.П.,

учитель МХК и ОПК

 

 

ТЕМА: «Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Создание славянской азбуки».

 

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с житием и плодами трудов великих учителей словенских святых Мефодия и Кирилла.

 

ЗАДАЧИ:

·          Объяснить важность создания славянской азбуки для духовного роста и  развития культуры славянских народов;

·          Рассказать основные моменты жизни и проповеднических трудов святых братьев;

·          Показать на карте те страны, в которых проповедали Святые Мефодий и Кирилл;

·          Познакомить с внешним видом и значением букв кириллицы и глаголицы.

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

·          иконы святых Мефодия и Кирилла,

·          карта Восточной Европы 9-10 веков,

·          раздаточный материал с буквами первого славянского алфавита и церковнославянским текстом с параллельным переводом.

 

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

Выслушайте и прокомментируйте вместе с классом ответы детей на вопрос о мученичестве св. Фёдора и Иоанна.

 

3. Подготовка к восприятию нового материала.

 

Учитель объясняет детям, что для восприятия новой веры славянским народам необходимо было понимание смысла, постижение знаний, догматов (основ вероучения) и обрядов христианства. А это возможно либо при знании греческого языка, либо при появлении своего собственного алфавита, славянского письменного языка, на который нужно было перевести Евангелия, весь Новый Завет – как основу христианства, богослужебные книги и творения святых отцов Церкви. Эту задачу выполнили святые братья Кирилл (светское имя – Константин, младший из семи братьев в семье, за великолепное образование и дар размышления прозванный Философ) и Мефодий (старший из братьев, служивший в военном звании, затем бывший правителем одного из славянских княжеств, возможно – Болгарского; через 10 лет принявший монашество). Об их трудах и создании славянской азбуки и будем мы сегодня разговаривать.

 

4. Объяснение нового материала.

 

Расскажите или прочтите детям основные моменты жития святых Кирилла и Мефодия. Объясните, почему происходило некое соперничество между католическим и православным христианством (разные взгляды на место Церкви в государстве, различная церковная традиция, некоторые догматические разногласия, несогласия между высшими церковными служителями, историческое разделение).

 

5. Работа с картой.

 

Расскажите о просьбе Моравского князя создать азбуку для своего народа. Покажите те страны, в которых проповедали святые братья. Сориентируйтесь, что Русь находится совсем рядом с теми землями, где проповедали святые Мефодий и Кирилл.

 

6. Запись нового материала.

 

Возможно записать, что создание славянской азбуки относят к 863 г. по Рождестве Христовом. Нет определённости и в вопросе, какая из двух славянских азбук – кириллица или глаголица – созданы Константином (Кириллом). Но авторский труд всё же в большей мере принадлежит младшему брату, а Мефодий продолжил дело Кирилла, который умер в 969 г. в возрасте 42 лет. Первыми землями славян, просвещёнными христианским учением на своем языке, были Болгария, Моравия, Паннония, Хорватия, Мефодий крестил и чешского князя.

 

7. Знакомство с буквами кириллицы.

 

Покажите детям, как пишутся буквы азбуки, созданной Кириллом, прочтите, как называлась каждая из них. Обратите внимание детей, какой глубокий смысл вложил автор в каждую букву. Покажите заглавные буквы старославянских текстов, как красиво они украшены. Предложите детям попробовать нарисовать одну из букв, украсив её по-своему. Расскажите, какие книги писались этими буквами. Попробуйте вместе с детьми прочитать несложный старославянский текст[1].

 

8. Обсуждение изученного.

 

Предложите детям высказать мнения о том, зачем нужна славянам своя азбука, о роли письменности в культуре народа. Для чего нам нужна литература, история?

 

9. Домашнее задание.

 

Напишите красиво и крупно несколько букв кириллицы в тетрадь, объясните значение этих букв.

 



[1] См. «Дополнительный материал к уроку 20, 21 – 4 класс» в приложении.

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения