УРОК 20, 21
Рыманова Г.П.,
учитель МХК и ОПК
ТЕМА: «Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Создание славянской азбуки».
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с житием и плодами трудов великих учителей словенских святых Мефодия и Кирилла.
ЗАДАЧИ:
· Объяснить важность создания славянской азбуки для духовного роста и развития культуры славянских народов;
· Рассказать основные моменты жизни и проповеднических трудов святых братьев;
· Показать на карте те страны, в которых проповедали Святые Мефодий и Кирилл;
· Познакомить с внешним видом и значением букв кириллицы и глаголицы.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
· иконы святых Мефодия и Кирилла,
· карта Восточной Европы 9-10 веков,
· раздаточный материал с буквами первого славянского алфавита и церковнославянским текстом с параллельным переводом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выслушайте и прокомментируйте вместе с классом ответы детей на вопрос о мученичестве св. Фёдора и Иоанна.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель объясняет детям, что для восприятия новой веры славянским народам необходимо было понимание смысла, постижение знаний, догматов (основ вероучения) и обрядов христианства. А это возможно либо при знании греческого языка, либо при появлении своего собственного алфавита, славянского письменного языка, на который нужно было перевести Евангелия, весь Новый Завет – как основу христианства, богослужебные книги и творения святых отцов Церкви. Эту задачу выполнили святые братья Кирилл (светское имя – Константин, младший из семи братьев в семье, за великолепное образование и дар размышления прозванный Философ) и Мефодий (старший из братьев, служивший в военном звании, затем бывший правителем одного из славянских княжеств, возможно – Болгарского; через 10 лет принявший монашество). Об их трудах и создании славянской азбуки и будем мы сегодня разговаривать.
4. Объяснение нового материала.
Расскажите или прочтите детям основные моменты жития святых Кирилла и Мефодия. Объясните, почему происходило некое соперничество между католическим и православным христианством (разные взгляды на место Церкви в государстве, различная церковная традиция, некоторые догматические разногласия, несогласия между высшими церковными служителями, историческое разделение).
5. Работа с картой.
Расскажите о просьбе Моравского князя создать азбуку для своего народа. Покажите те страны, в которых проповедали святые братья. Сориентируйтесь, что Русь находится совсем рядом с теми землями, где проповедали святые Мефодий и Кирилл.
6. Запись нового материала.
Возможно записать, что создание славянской азбуки относят к 863 г. по Рождестве Христовом. Нет определённости и в вопросе, какая из двух славянских азбук – кириллица или глаголица – созданы Константином (Кириллом). Но авторский труд всё же в большей мере принадлежит младшему брату, а Мефодий продолжил дело Кирилла, который умер в 969 г. в возрасте 42 лет. Первыми землями славян, просвещёнными христианским учением на своем языке, были Болгария, Моравия, Паннония, Хорватия, Мефодий крестил и чешского князя.
7. Знакомство с буквами кириллицы.
Покажите детям, как пишутся буквы азбуки, созданной Кириллом, прочтите, как называлась каждая из них. Обратите внимание детей, какой глубокий смысл вложил автор в каждую букву. Покажите заглавные буквы старославянских текстов, как красиво они украшены. Предложите детям попробовать нарисовать одну из букв, украсив её по-своему. Расскажите, какие книги писались этими буквами. Попробуйте вместе с детьми прочитать несложный старославянский текст.
8. Обсуждение изученного.
Предложите детям высказать мнения о том, зачем нужна славянам своя азбука, о роли письменности в культуре народа. Для чего нам нужна литература, история?
9. Домашнее задание.
Напишите красиво и крупно несколько букв кириллицы в тетрадь, объясните значение этих букв.
|