4 класс

МБОУ СОШ д. ВАХОНИНО

КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

4 класс

 

   Уважаемый посетитель, на этой странице нашего сайты Вы сможете познакомиться с опытом работы учителя начальных классов Шилиной Веры Николаевны.

Содержание страницы

1. Выдержка из  научно-методической статьи "Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики и русского языка как условие качества усвоения учебного материала".

2.   Разработка урока русского языка по теме: "Как отличить глагол от других частей речи".

3.   Разработка урока русского языка по теме: "Какую роль играет глагол в предложении?".

4.   Разработка урока русского языка по теме: "Как с помощью глагола выразить время действия?".

5. Разработка повторительно-обобщающего урока математики по теме: "Решение задач и уравнений".

 

1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках

математики и русского языка как условие качества усвоения учебного материала

            Как воспитать личность с развитыми познавательными способностями, активную, творческую?

            На уроке учитель решает эти проблемы, организуя усвоение детьми новых знаний. Признано, что оптимальный путь – активное познание самого ученика. А это значит, что на уроке должна быть создана атмосфера поиска, в которой ребенок может ощутить себя "открывателем" научных истин.

            Еще со времен Ушинского важная роль в развитии познавательных способностей признавалась за грамматикой русского языка. Ушинский настаивал, "чтобы ученик сам наблюдал и по возможности сам же выводил грамматическое правило или понятие, только руководимый учителем".

            В содержании начального курса грамматики ведущее место отводится изучению частей речи, анализу грамматических форм. Но формы изучаются в единстве со значениями. Поэтому своеобразным импульсом к исследованию явлений языка становится речевая ситуация. Обычно такое упражнение начинается словами "Представьте себе …". На основе очерченных в задании обстоятельств, текста или картинки ситуация возникает в воображении ученика.

            В этой ситуации ребенок сталкивается с потребностью выразить определенный смысл и, имея практический речевой опыт, отыскивает нужные средства, а потом анализирует то, что употребил.

            Используя такой путь изучения языка, учитель пытается сделать ученика маленьким исследователем, открывающим законы грамматики. Только важно, чтобы это носило систематический характер.

 

2. Урок русского языка по теме "Как отличить глагол от других частей речи?"

Задача: совершенствовать умение определять глагол.

I. Прочитайте тему урока и выполните задания.

1. Найдите глагол в предложении: "Река отдыхает зимой, спит подо льдом".

       Один ученик сказал, что здесь нет глаголов, так как река ничего не делает. Согласны ли вы с ним?

2. В текстах встречаются одинаковые или похожие слова. Одинаковые ли это части речи?

      Это дом или печь?

      Это доменная печь?

      Что умеет эта печь?

      Из руды железо печь?

         Медведь в лесу, не зная правил,

         Однажды мотоциклом правил.

      Кто без кисти и белил

      Крыши города белил?

3. Однажды Денис Сообразилкин получил письмо из космоса, моделирующее нашу речь:

                                    Курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

Денис сразу понял, что что-то произошло. Как он рассуждал? А как рассуждаете вы?

II. Домашнее задание.

Представьте себя автором учебника. Подберите задание, которое можно поместить в него для изучения темы "Глагол".

 

3. Урок русского языка по теме: "Какую роль играет глагол в предложении?"

Задача: исследование выразительных и конструктивных свойств глагола в предложении с глагольным сказуемым.

I. Исследование, анализ, наблюдение.

- Петя решил написать рассказ о том, как они с ребятами строили звездолет. Он так его и назвал.

Прежде, чем писать, он представил, что происходило на площадке. Однако Петя случайно разлил чернила и прочитать смог только глаголы: начертил, привез, напилили, сколотили, отыскали, прибили.

1. Можно ли восстановить остальные слова в предложении? Запишите

восстановленные предложения в тетрадь.

2. Что вам помогло восстановить предложения? Чем помог глагол?

- Попробуем разобраться, исследуя глагол "рубят".

3. Можно ли сказать, что этот глагол уже задает ситуацию в нашем воображении? Какую? Какие вопросы можно поставить от глагола, чтобы уточнить ситуацию?

 

                                  кто? > р  у  б  я  т

                                           v             v

                                          чем?      что?

 

4. Что вам это напоминает? (Схему).

- Составьте предложение по данной модели, запишите его в тетрадь. В какой форме вы употребили имена существительные? Какой член предложения указал им эту форму? Как вы это установили?

II. Моделирование.

 

                                      г  л  а  г  о  л

                                     v        v        v

                                  чем?    как?     где? и т.д.

 

- Постарайтесь как можно больше указать вопросов, с помощью которых глагол управляет формами второстепенных членов.

III. Конструирование.

- Можно ли смоделировать ситуации, выраженные данными глаголами?

- Сделайте это в тетради. Составьте предложения по данным моделям.

 

                                  кто? > р  у  б  я  т

                                           v             v

                                         чем?        что?

 

IV. Итог урока.

- Что вы узнали о глаголе?

 

4. Урок русского языка по теме: "Как с помощью глагола выразить время действия?"

I. Исследование, анализ.

·         Представьте себя на месте этого мальчика или девочки. (Работа в парах)

·         Тебе звонит друг или подруга и интересуется, как ты проводишь выходной: что делал с утра, чем занимаешься сейчас, что будешь делать вечером.

 

     ·          Попробуйте расспросить об этом своего собеседника.

·          Как вы выразили:

o         действие, которое было до вашего разговора в прошлом;

o         действие, которое происходит сейчас;

o         действие, которое произойдет в будущем.

·         Запишите эти глаголы в тетрадь.

II. Анализ.

·          Прочитайте отрывки:

     По-нашему говорила рыбка,

Домой в синее море просилась,

Дорогою ценой откупалась …

       Зачем шагаем мы вдвоем,

       Откуда и куда?

       Секретов мы не выдаем!

       Нет- нет!

       Верней, да - да!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь …

      ·          Кому из героев принадлежат эти слова?

·          Представь себя на месте этих героев. Когда происходят события?

·          Как с помощью глагола передаются различия во времени? Есть ли способ различить эти формы глаголов? 

III. Обобщение.

            действие в прошлом – вопросы ???

            действие в будущем – вопросы ???

            действие в настоящем – вопросы ???

IV. Конструирование.

·          Можно ли от глагола "рисовать" сконструировать формы времени, используя нашу модель?

·          Как с помощью глагола выразить время действия? что для этого нужно сделать?

·          Такое изменение называется изменением глагола по времени.

V. Применение данного правила.

·          Как помочь гномику Биму, изучающему русский язык, составить рассказ о себе.

Недавно я путешествовать на большом корабле по океану. Я видеть много стран, городов. Сейчас я учить русский язык, потому что скоро приехать к родственникам в Россию.

·          Какое правило вы посоветуете ему выучить?

VI. Итог.

·          Как с помощью глагола выразить время действия? О каких формах вы узнали сегодня на уроке? Как различить эти формы?

VII. Домашнее задание.

·          Представьте себя авторами учебника. Какое бы правило вы составили для Бима о выражении времени в русском языке с помощью глагола?

5. Повторительно-обобщающий урок математики по теме: "Решение задач и уравнений".

Цели урока

Закрепить умение решать задачи, уравнения, навык устного счета, действия с величинами;

развивать логическое мышление;

воспитывать трудолюбие, взаимовыручку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

             Кому-то сказки надоели,

             А кто-то сказками пленен,

И самый лучший наш урок

Начнем со знакомых нам имен.

            Сегодня мы совершим путешествие по сказкам. В путешествие мы будем решать примеры, выражения, вспомним площадь фигуры. А должны мы спасти Василису Прекрасную.

III. Устный счет.

            Задание 1. Разгадайте поговорку. Для этого выполните счет. Каждому ответу примера соответствует определенная буква. Эти буквы надо вписать в клеточки под числами и прочитать написанное.

 

К

87 : 3 + 111

= 140

Ё

30 9 + 5

= 275

Б

100 : 25

= 4

С

360 : 60 + 17

= 23

Ы

78 5 – 2

= 388

А

3 74

= 222

У

500 2 + 10

= 1010

З

96 : 2 + 40

= 88

М

100 : 25 7

= 28

Д

75 : 25 9

= 27

Ь

150 : 30 • 12

= 60

Ж

98 : 49 + 100

= 102

В

150 4 – 30

= 570

Й

84 : 7 + 60

= 72

Л

60 : 12 + 200

= 205

Ц

45 8 – 70

= 290

Н

400 2 - 300

= 500

Е

240 : 80 12

= 36

О

300 : 30 7

= 70

Р

360 : 9 + 27

= 67

 

23

140

222

88

140

222

 

205

70

102

60

 

27

222

С

К

А

З

К

А

 

Л

О

Ж

Ь

 

Д

А

570

 

500

36

72

 

500

222

28

275

140

 

В

 

Н

Е

Й

 

Н

А

М

Ё

К

 

27

70

4

67

388

28

 

Д

О

Б

Р

Ы

М

 

28

70

205

70

27

290

222

28

 

1010

67

70

140

 

М

О

Л

О

Д

Ц

А

М

 

У

Р

О

К

 

(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

Ответить на вопросы.

1. Как вы понимаете эту поговорку?

2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить это трудное путешествие?

            Чтобы узнать эти качества, нужно решить три примера.

IV. Работа над пройденным.

            Задание 2. Решить примеры.

            263200 : 470 = …                               801000 : 890 = …                               314280 : 970 =

            (560 - смелость)                                 (900 – ум)                                           (324 – выносливость)

            Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть. Итак, нам понадобится средство передвижения. Чтобы вы выбрали?                      (Ковер-самолет)

            Задание 3. Чтобы отправиться в путешествие, нужно решить задачу №6 на с. 76 учебника.

Можно ли сразу ответить на вопросы задачи? Нет? Тогда запишем решение в тетрадь.

            1) 480 : 20 = 24 (км/ч)

            2) 480 2 = 960 (км/ч)

Ответить на вопрос.

3. Что общего у нашей задачи про самолеты и ковры-самолеты?

            Вот мы и в небе. Посмотрите, мы не одни в воздушном пространстве. Нас догоняет Баба-Яга на своей ступе и приглашает сделать посадку в лесу.

V. Физкультразминка.

             А сейчас мы с вами, дети,

             Улетаем на ракете.

             На носки поднимись,

             А потом руки вниз.

             1, 2, 3, 4 –

             Вот летит ракета ввысь.

VI.  Работа над вычислительными навыками.

            Задание 4. Посмотрите на избушку Бабы-Яги. Совсем старая она. Нужно ее подремонтировать. Для этого решим выражение №7 на с. 76 учебника. Чтобы работа у нас шла быстрее, выполним этот номер по вариантам: 1 вариант – 1 и 2 строки, 2 вариант – 3 и 4 строки.

            408 2700 + 652864 : 808 = 1101600 + 808 = 1102408

            71370 : 234 + 695 50 = 305 + 34750 = 35055

            280084 : 28 – 125 8 = 10003 – 1000 = 9003

            328 + 541350 : 450 = 328 + 1203 = 1531

            (31460 + 1040) : (150 – 2400 : 120) = 32500 : (150 – 20) = 32500 : 130 = 250

            (78213 – 75209)   207 – 5 308 = 3004 207 – 1540 = 621828 – 1540 – 620288

            Молодцы! Помогли Бабе-Яге. Избушка как новенькая стала. И в награду нам Баба-Яга указала самую короткую дорогу в царство Кощея Бессмертного.

VII. Геометрический материал.

            И вот очередная преграда. Имеется ров шириной 2 м. Как через него переправиться с помощью двух досок длиной 2 м?

           

Решение:

VIII. Задания на смекалку.

           1) Вот мы в царстве Кощея. А у него томится Василиса Прекрасная. Надо ее освободить. Кощей очень коварен, поэтому он сделал так. В подземелье у него три темницы. В одной из них Василиса Прекрасная, в другой – Змей Горыныч, а третья – пустая. На дверях есть надписи, но они все ложные. Определите путем исключения, в какой темнице находится Василиса Прекрасная.

1 темница ---- Василиса Прекрасная

2 темница ---- темница 3 ---- не пустая

3 темница ---- Змей Горыныч

           2) Заполните пустые клетки так, чтобы сумма в вертикальных, горизонтальных и диагональных рядах была равна 33, и при этом ни одно число не должно повториться.

 

10

9

14

15

11

7

8

13

12

VIII. Итог урока.

            Наше путешествие закончилось, мы освободили Василису. Кому понравилось наше путешествие? Чему мы научились на уроке?

IX. Домашнее задание.

№13, 16 на с. 76 учебника
Дата последнего обновления страницы 11.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения